С 1 июля 2025 года в России вступили в силу новшества, касающиеся микрофинансовых организаций (МФО), согласно которым стали намного жестче требования к займам с высокой полной стоимостью кредита (ПСК). Эти изменения уже сейчас заметно отражаются на рынке: снижение доходности сектора вынуждает игроків пересматривать свои стратегии — многие из них активно работают над созданием экосистем, расширяют линейку продуктов и усиливают ИТ-инфраструктуру, сообщает Дзен-канал "1Мбанк".
Ключевые изменения с июля 2025 года
Новые правила были внедрены в рамках реформы, инициированной Банком России с акцентом на защиту потребителей, снижение долговой нагрузки и борьбу с феноменом "долговых ловушек". Основные ограничения включают:
- Максимальная переплата по микрозайму не должна превышать 100% от основного долга.
- Запрещена так называемая "новация" — практика, при которой новый займ выдается для погашения предыдущего.
- Планируется введение ограничений на количество одновременных "дорогих" займов: до двух — до конца 2025 года, и только один займ на человека к 2027 году.
Рынок реагирует: обновлены стратегии многих игроков
Эксперты прогнозируют, что усиление регулирования приведет к выходу с рынка более 15% мелких МФО уже к середине 2026 года. Однако те, кто готов адаптироваться, находят новые возможности для роста. В первой половине 2025 года до 25% доходов независимых МФО приходилось на сопутствующие услуги — такие как платежные решения, страхование или юридическая помощь. Кроме того, современные игроки формируют свои финансовые экосистемы, внедряя POS-кредиты и онлайн-рассрочки, а также задействуют e-commerce для привлечения клиентов.
Появление жесткой конкуренции
Классическим МФО грозит серьезная конкуренция со стороны банков и цифровых платформ, которые готовы предложить более выгодные условия благодаря снижению ключевой ставки. Маркетплейсы, обладая обширной клиентской базой, используют поведенческую аналитику и большие данные, что дает им фору в процессах скоринга и персонализации предложений.
2025 год стал отправной точкой для значительных изменений в микрофинансировании. Жесткие условия регулирования, усиление конкуренции и новые потребительские предпочтения заставляют участников рынка пересматривать свои бизнес-модели. Тот, кто успеет адаптироваться, сможет занять свою нишу в новом финансовом ландшафте, в то время как другие рискуют исчезнуть или объединиться с более крупными игроками.































