Новый бюджет на 2026–2028 годы представляет собой не столько стратегию развития, сколько отражение существующих патологий управления, которые затягивают экономику в кризис. Общий объем расходов сильно размывается в различных сферах, а ключевые инвестиции остаются на уровне угрозы, что явно указывает на несбалансированность и инерцию властей.
Системный дефицит и его последствия
Прогнозируемый дефицит бюджета на ближайшие три года составляет около 3–4 триллионов рублей в год, что является тревожным сигналом о хронической несбалансированности. Проблема усугубляется фактическим ростом дефицита до 5,7 триллионов рублей в 2025 году, что почти в пять раз превышает первоначальные ожидания. Это указывает на способность государства финансироваться за счет долгов, а не собственных доходов.
По словам Минфина, госдолг РФ может достигнуть 30% от ВВП к 2028 году. Хотя этот уровень может выглядеть приемлемым на первый взгляд, в условиях, когда большая часть заимствований остается внутри страны, это создает скрытую инфляционную угрозу и способность правительства реагировать на внешние потрясения становится ограниченной. Каждый новый рубль долга вместо того, чтобы способствовать росту, лишь обслуживает старые обязательства.
Сокращение инвестиций в реальную экономику
На нужды национальной экономики выделено всего 4,77 трлн рублей, что составляет всего 10,8% от общего объема расходов бюджета. Для сравнения, расходы на оборону и силовые структуры составят 12,6 трлн рублей, что почти в три раза больше. В этом контексте становится очевидно, что безопасность режима ставится выше экономического развития страны.
Особенно тревожным выглядит снижение финансирования программы "Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности", которая потеряет 21,1% своего бюджета в 2026 году. Без поддержки со стороны государства отечественная промышленность не сможет заместить растущий импорт, что только ухудшит положение экономики.
Налоговое давление и его последствия
В условиях отсутствия роста нефтегазовых доходов министерство финансов перенаправляет нагрузку на граждан и бизнес. Происходит повышение НДС с 20% до 22%, а также снижение порога для перехода на общий режим налогообложения, что фактически ограничивает возможности многих малых предпринимателей. Вводится также "технологический сбор" на импортную электронику, что создаст дополнительные трудности для потребителей и увеличит цены на технику.
Прогнозируемая инфляция в 4% выглядит маловероятной, особенно учтя данные, согласно которым реальная инфляция может превысить 7–8%. При таких обстоятельствах бизнес оказывается под серьезным налоговым давлением, что вызывает опасения в отношении устойчивости экономики в долгосрочной перспективе.































