320 лет назад в России была открыта первая государственная питейня. Она расположилась в сердце Петербурга, на Дворцовой площади, став центром притяжения для рабочих и матросов, трудившихся неподалеку на верфях Адмиралтейства. Заведение получило название "Казенный питейный дом", сообщает Дзен-канал "Коммерсантъ-Санкт-Петербург".
Непринужденная атмосфера и необычные традиции
Современники описывают, как пиво в этом кабаке подавали в больших открытых кадках. Посетители, толпясь вокруг, зачерпывали напиток деревянными ковшами, исполняя симфонию веселья с характерными выражениями: "Пиво стоит там обыкновенно в огромных открытых кадках, и пьют его, вытягивая из ковша или прямо над ним, чтобы не было ни одной капли потраченной зря".
Алкоголь как средство финансирования
До XVI века алкоголь на Руси продавался свободно в частных корчмах — местах, где люди встречались, чтобы выпить и обсудить новости. Однако при Иване Грозном оказалось, что это прибыльное занятие можно монополизировать. В 1553 году была введена царская монополия на алкоголь, и начались открытие "царевых кабаков", что обернулось не столько отдыхом для граждан, сколько доходом для казны.
К середине XVII века система успешно работала почти полтора века, наполняя казну во время Северной войны. Глава государства Петр I оценивал потенциал кабаков, активно используя "кабацкие деньги" для финансирования нарастающих нужд новой столицы, привлекая тысячи рабочих и солдат.
Традиции, которые менялись с временем
С первых дней существования "казенного питейного дома" кабаки начали эволюционировать. Общие бочки с напитками сменились на мелкие глиняные стаканчики и более широкий выбор. Пивная культура начала развиваться, расширяясь за счёт новых сортов и импортных вин. С системы викарта и откупов, пришедшей вместе со временем, государство перешло на акцизную модель, что сделало алкоголь доступным, но и увеличило количество пьянства.
К 1914 году, когда в России началась кампания за трезвость, царский указ закрыл продажи крепкого алкоголя, положив начало "сухому закону". Этот запрет не только отразился на жизни граждан, но и снарядил подпольные самогонные производства, что усугубило продовольственные проблемы в стране. После революции, осознав потребность в финансовых ресурсах, советская власть вновь разрешила продажу алкоголя, возвращаясь к знакомой экономической модели.