24 сентября 2025 года Совет Федерации России одобрил закон о выходе из Европейской конвенции по предупреждению пыток и других жестоких методов обращения, подписанной в ноябре 1987 года. Это решение стало логическим завершением процесса, начатого 8 сентября 2025 года с подачи законопроекта Президентом Владимиром Путиным, который был принят Государственной Думой 17 сентября.
Денонсация этого международного договора стала важным событием в области прав человека и требует дополнительного анализа с точки зрения как внутреннего, так и международного права.
Правовая основа выхода
Процедуры выхода из международных соглашений в России регулируются Конституцией. По статье 15, международные нормы и договоры составляют часть правовой системы страны. При этом, в статье 71 указано, что внешняя политика и международные отношения также относятся к ведению Российской Федерации.
Детальной регламентации процесс денонсации подвергается ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где четко обозначено, что прекращение или выход должны происходить согласно условиям самого договора и нормам международного права. Таким образом, денонсация Европейской конвенции должна была быть оформлена в виде федерального закона.
Причины и обстоятельства решения
Одной из основных причин выхода из Конвенции стало отсутствие возможности России быть представленным в Европейском комитете по предупреждению пыток. Российские официальные лица заявили, что блокировка процесса избрания нового члена Комитета с декабря 2023 года сделала невозможным полноценное участие России в этой международной структуре.
Кроме этого, нарушения принципов равного сотрудничества и игнорирование обращений России по этому вопросу также стали весомыми основаниями для принятия решения о денонсации. Глава комитета Совета Федерации Григорий Карасин раскритиковал ситуацию, выразив мнение, что отсутствие представителей страны в Совете Европы препятствует выполнению обязательств по Конвенции.
Позиция властей и дальнейшие действия
Несмотря на выход из Конвенции, российские власти подчеркивают, что это не подразумевает отказ от международных обязательств. Заместитель министра юстиции Елена Ардабьева отметила, что конвенция сама по себе не содержит обязательных стандартов защиты от пыток, и ее уход не повлечет за собой ослабление существующих механизмов защиты прав человека в стране.
- Россия продолжит участие в других универсальных международных договорах, таких как Конвенция против пыток 1984 года.
- Развита система национальных механизмов контроля за соблюдением прав человека останется в силе, включая полномочия прокуратуры и уполномоченных по правам человека.
Таким образом, с выходом из Европейской конвенции, российская сторона подчеркивает свою отстающую позицию в международных делах, обосновывая действия необходимостью соблюдения принципов равенства и взаимного уважения в сотрудничестве.