Школьная служба примирения: от теории к эффективной практике
Недавно мне выпала честь выступить на семинаре для педагогов школ Борисовского района, посвященном развитию школьных служб примирения/медиации. Хочу поделиться ключевыми тезисами нашего профессионального разговора и поблагодарить Елену Ивановну Чухлебову, начальника управления образования администрации Борисовского района, за личный вклад в создание бесконфликтной образовательной среды в районе.
Кто должен входить в состав службы?
Успех службы примирения зависит от разнообразия и вовлеченности ее команды. Идеальный состав включает:
- Педагогов, которые координируют работу, проводят саму процедуру;
- Обученных учащихся-медиаторов;
- Добровольцев из родительской общественности, но здесь вопрос не однозначный.
Все ли конфликты должны рассматриваться службой?
Нет, не все. Служба примирения – это инструмент восстановительного подхода, который фокусируется не на наказании, а на поиске совместного решения и заглаживании вреда.
Какие конфликты идеальны для медиации:
- Споры между учениками (ссоры, взаимные обиды, слухи).
- Конфликты «ученик-учитель», где есть возможность для диалога.
- Ситуации буллинга (травли) при согласии всех сторон участвовать в процессе.
Когда медиация не применяется:
- Если есть серьезные правонарушения, требующие официального разбирательства по закону;
- Когда одна из сторон действует под давлением;
- Если конфликт представляет угрозу жизни и здоровью детей.
Какие нормативные документы регулируют работу службы?
Для создания и работы ШСП/ШСМ необходима правовая база. В базовый пакет документов входят:
- Приказ о создании службы медиации/примирения в образовательной организации;
- Положение о школьной службе примирения/медиации – главный документ, описывающий цели, задачи и порядок работы;
- Журнал регистрации случаев и учетные карточки;
-Форма примирительного соглашения (договора).
Как мотивировать специалистов на работу в Службе?
1. Поддержка и признание.
2. Обучение и обмен опытом.
3. Четкое понимание миссии. Важно донести, что медиатор не ищет виноватых, а помогает найти выход, который устроит всех. Это меняет сам подход к конфликту, превращая его из проблемы в возможность улучшить отношения.
Школьная служба примирения/медиации – это не структурная единица, а философия, которая превращает школу в безопасное и комфортное пространство для всех. Благодарю коллег за живой отклик и конструктивный диалог!