Оценки за поведение
С 1 сентября 2025 года по инициативе Министерства просвещения в российских школах стартовал пилотный проект по выставлению оценок за поведение. Как человек, глубоко интересующийся образованием, я не могу остаться в стороне от этой темы.
Что известно о проекте? Регионы-участники: Новгородская, Ярославская, Тульская, Ленинградская области, ЛНР, Чеченская Республика и Мордовия. Оценки выставляются с 1-го по 8-й класс. Системы оценивания: двухуровневая («зачёт/незачёт»), трёхуровневая («образцовое», «удовлетворительное», «неудовлетворительное»), пятибалльная (от «отлично» до «совсем неудовлетворительно»). Оценивать будет классный руководитель с учётом мнения других преподавателей и администрации школы.В Минпросвещения заявляют, что нововведение направлено на стимулирование просоциального поведения среди школьников, принятие традиционных духовно-нравственных ценностей, снижение доли учащихся с девиантным поведением, оценки за поведение также могут быть включены в документы об окончании школы.
Я отношусь к этой инициативе сдержанно-скептически. С одной стороны, дисциплина и уважение в школе важны, и, возможно, эта мера поможет обратить внимание на проблемы поведения. С другой стороны, меня беспокоит несколько моментов. Поведение – сложная и многогранная вещь. Есть риск, что оценка будет зависеть от личных симпатий учителя. Поставленная «двойка» за поведение может снизить самооценку ребёнку и отбить у него желание учиться. Вместо воспитания внутренней морали и ответственности мы можем получить формальное соблюдение правил из-за страха получить плохую оценку.
Пилотный проект продлится до конца 2025 года. Затем Минпросвещения планирует обсудить его результаты с педагогическим и родительским сообществами. Если эксперимент признают успешным, оценки за поведение могут ввести во всех российских школах уже с 1 января 2026 года.
Мне кажется, что воспитание — это не про оценки, а про диалог, личный пример и совместное решение проблем. Важно избежать превращения оценки за поведение в инструмент наказания и давления. Успех проекта зависит от проработанности критериев, защиты от субъективности и акцента на поддержке детей.