Айсберг конфликта: как перейти от позиции к интересам
Семейные конфликты часто представляют собой сложные многоуровневые явления. Под влиянием социального опыта и негативных эмоций люди не всегда демонстрируют свои истинные потребности — интересы.
Нам зачастую приходится сталкиваться с жесткими позициями конфликтующих сторон, которые обычно не отражают интересы, а являются требованиями.
Разница между категоричными, малоинформативными требованиями, лежащими на поверхности спора, и скрытыми интересами, несущими в себе то, что действительно важно для человека, называется «Айсбергом конфликта».
1 Примером может быть ситуация, когда ребенок говорит:
«Я не буду ходить к репетитору после школы»
Это позиция, но истинные причины остаются неизвестными, и её можно воспринять негативно как необоснованное требование.
2 Чтобы лучше понять мотивы собеседника, родитель может задать проясняющие вопросы:
«С чем это связано?» или «Почему для тебя важно оставлять вторую половину дня свободной?»
3 Ответ ребенка может быть:
«Мы с друзьями всегда ходим в это время играть в футбол!»
4 Теперь, зная интересы, принимать решение легче. Если родитель также озвучит свой интерес — например, важность того, чтобы у ребенка были положительные оценки и хорошие знания — можно найти зону согласия.
5 Ребенок может либо постараться самостоятельно подтянуть учебу, либо можно будет рассмотреть другое время или другого репетитора.
Для прояснения интересов собеседника полезно использовать открытые вопросы, такие как:
Что важно для вас в этом вопросе?
Почему это важно?
Что вы хотите получить в итоге?
Что останавливает вас от того, чтобы согласиться на…?
Есть какие-то причины, по которым…?
Что мешает вам..?
Что заставляет вас…?
Вы видите какие-то последствия принятия..?
Это способствует более глубокой дискуссии о возможностях и альтернативах.
Эффективная работа с интересами требует выстраивания доверительных отношений в семье и в школьном коллективе, чтобы все ощущали безопасность и могли открыто делиться своими потребностями.
Знание интересов расширяет пространство для поиска альтернативных решений.
Для достижения качественного диалога полезно обучать детей сразу озвучивать свои интересы при формулировании просьб.
Понимание принципа «айсберга конфликта» и умение переходить от позиций к интересам — это важные навыки для переговоров и управления конфликтами, которые всегда пригодятся родителю и педагогу.